46. Социальные страхи – виды и специфика их проявления.

Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Существуют две угрозы, имеющие универсальный и одновременно фатальный в своем исходе характер. Это смерть и крах жизненных ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье, самоутверждение, личное и социальное благополучие. Но и помимо крайних выражений страх всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности [8, с. Понимание опасности, ее осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребенка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий.

Страх несоответствия

Все усложняется от того, что смотрю я глазами других людей и мое впечатление часто ошибочно. Даже в личных наблюдениях я часто признаю ошибки, то-есть даже свое мнение не считаю непоколебимым. Исходя из этого понимаю, что часто тревожусь от того, чего на самом деле и нет совсем.

операционализированы психологические компоненты социальной тревоги .. Процедура данной методики предполагает, что страх оценивания будет . некомпетентности и собственного несоответствия заставляет субъекта.

Я не призываю к намеренному выискиванию пугающих вещей, ситуаций у Вашего чада, но лишним не будет, если без внимания не будут оставлена эмоциональная сфера ребенка, тем более, если она"падает сигналы бедствия". Итак, что же такое страх, каковы его функции, и чем он отличается от тревоги? СТРАХ - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков опасение, боязнь, испуг, ужас. Если источник опасности является неопределенным или неосознанным, возникающее состояние называется тревогой. Если страх связывается с широким кругом более или менее случайных предметов или ситуаций, он может стать фобией навязчиво возникающие состояния страха.

Связаны они с моим отношением к сыну и к его поведению. С тем, что я долгое время не понимала его, вернее сказать не понимала детей. Не смотря на то, что на тот момент у меня были университетские знания по детской психологии и психологии вообще, эти знания были мёртвым грузом, потому что усвоены были только головой, но не прочувствованы. Вместо принятия, любви и заботы, я обрушивала на сына свои требования, неуверенность в том, что он априори хороший, боязнь вырастить из него нечто, за что мне потом будет стыдно, страх поступить неправильно и показаться глупой окружающим меня людям.

Ситуация, которая в тех или иных вариантах случалась у нас довольно часто. Сыну чуть больше 2ух лет, мы возвращаемся из магазина, я несу тяжёлый пакет, ребёнок тоже устал и хнычет.

Исходя из данного понимания психологической сущности политического Социальные ожидания формируются на базе несоответствия «того, что есть, сильные страхи и опасения, то социальные ожидания непременно будут.

Всё в большей степени ситуации оценивания приобретают особое значение в контексте жизненных целей при приеме на работу, беседе с начальником, высказывании своего мнения, проявлении инициативы и пр. Так, внедрение в систему образования тестовых технологий проверки знаний обеспечивает довольно раннее знакомство человека с психологически экстремальными ситуациями оценивания [13; 16; 17]. Невозможность успешного участия в оценочных ситуациях приводит к затруднению удовлетворения не только социальных потребностей, но и базовых биологических потребностей, поскольку они могут быть реализованы только через посредство социальных коммуникаций.

Наиболее типичные страхи современного общества — страх негативной оценки, насмешек и публичного фиаско в ситуации социальных интеракций. Социальная тревога — тревога, переживаемая в ситуациях оценивания, представляет собой эмоционально-когнитивный паттерн переживания неуверенности в себе, опасений критики, отвержения, осмеяния и унижения, эмоций стыда, волнения, беспокойства и неловкости, сопровождаемых готовностью к избеганию и одновременным желанием социального одобрения, успешного участия в таких ситуациях мотивационно-эмоциональный конфликт [13; 16].

СТР или СФ — третье по распространенности в западном обществе после депрессии и алкоголизма. Россия имеет приблизительно такие же эпидемиологические показатели. Это и академические ситуации, и экзамены, и экспертное оценивание, и оценивание сверстниками в личном общении, а также возможное, косвенное или потенциальное оценивание знакомство, беседа, проявление инициативы, просьба или отказ и др.

В ситуациях оценивания человек может испытывать страх и тревогу по поводу образа себя в глазах окружающих, опасения негативного оценивания и последствий такового унижения, осмеяния, критики, отвержения. Психологическая экстремальность оценочной ситуации связана с субъективной потерей контроля над аффектом оценивания, снижением возможностей опосредствовать тревогу, нарушением овладения и произвольности поведения, переживанием фатальности, беспомощностью в ситуации невозможностью повлиять на исход ситуации, потерей чувства авторства и выраженной тенденцией к избеганию подобных переживаний даже в ущерб социальной самореализации [13; 16; 18; 19].

Исследование паттернов реагирования в ситуациях оценивания при разной выраженности социальной тревоги с помощью метода психосемантики позволяет воссоздать образ данных ситуаций в структуре индивидуального сознания испытуемых и прогнозировать эмоционально-когнитивные, поведенческие предикторы и последствия разных типов реагирования. В рамках психосемантического подхода основная роль в исследовании смысла поведения отводится индивидуальному образу ситуации оценивания, то есть тому, как она представлена самому человеку.

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Страх как социальное явление

Практически все философские школы и направления так или иначе рассматривали страх в рамках соответствующих мировоззренческих систем. Попытаемся выделить наиболее ценные и существенные общечеловеческие аспекты понимания страха в истории становления философской мысли, представляющие не только исторический интерес, но и остающиеся во многом актуальными в современных трактовках природы и значения страху Одну из первых попыток рационализировать представления человека о своих страхах и типологизировать последний предпринял Эпикур.

Подобно Эпикуру, Лукреции полагает, что основным средством преодоления страхов выступает мыслительная рассудочная деятельность:

PDF | Автором статьи представлен психологический анализ страхов детей старшего персонажей, школьные страхи, страх наказания, социальные страхи. лет) встречаются рисунки с изображением страха несоответствия.

Первый класс — время решать задачу, как вписаться в коллектив, как соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и преподавателей, как принять новую для себя социальную роль ученика — человека, имеющего определенные обязанности, которому приходится делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Кратко это можно сформулировать так: Более того, в этом возрасте уже сформирована совесть, что также становится источником тревог и страхов: Причин для страхов становится еще больше.

Однако и психика становится крепче и устойчивей, и ребенок постепенно учится справляться с тревогами, преодолевать их. Что делать, если страх несоответствия все же слишком силен? Важно не перегрузить ребенка моральной ответственностью, не устраивать ему прессинг давление чувством вины, не давить неудачами, но и не впадать в другую крайность — попустительство оно, конечно, может и минимизировать страхи, но и сформирует безответственный характер.

В этом вопросе важно соблюсти баланс: Перфекционизм — в психологии, убеждение, что наилучшего результата можно или нужно достичь В преддверии поступления в первый класс не стоит чрезмерно заострять внимание на обилии школьных обязанностей, на том, насколько успехи ребенка значимы для Вас, и не грозить, если он не справится. Не стоит также обсуждать с ним и при нем достоинства и недостатки преподавателей и администрации.

Лучше поищите там позитивные примеры, которые могут ребенка поддержать расскажите, как Вы справились со сложной ситуацией, как смогли помочь другу или как друзья помогли Вам. Другими словами, Ваша главная задача — не создать в представлении сына или дочери образ школы как неотвратимого кошмара, который никуда не денется в ближайшие 11 лет. Если сына или дочку постигнет неудача, не ругайте и не запугивайте двойками и наказаниями, а лучше помогите разобраться в ситуации выучить пропущенное или недопонятое или же найти верные слова, чтобы помириться с друзьями.

По возможности поддержите и личным примером:

СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ страхов ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

Запреты и вмешательство в жизнь со стороны родителей и близких, сужающие личностное пространство подростка, что в дальнейшем является фундаментом для развития социальных страхов. Актуальность исследования страха обусловлена его ролью в жизни человека. Щербатых, страх-это базовое эмоциональное состояние, возникающее в ситуации угрожающей спокойствию и безопасности субъекта, сопровождающееся ощущением беззащитности перед угрозой. Стоит отметить что социальные страхи имеют характерные особенности: В подростковом возрасте у ребенка изменяется отношение к самому себе и изменяются отношения с близкими, потребность в приватности резко возрастает.

Подростки сосредотачиваются на отношениях со сверстниками и отдаляются от родителей.

Адаптируясь к социуму, испытывают бдительность и страх и в случае В младшем школьном возрасте страхи ребенка приобретают социальный характер. «страх несоответствия» нормам и правилам, принятым в обществе.

С лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности. Социоцентрическая направленность личности, возросшее чувство ответственности проявляются и в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к"эгоцентрическому" страху смерти себя.

Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, уменьшающей как эгоцентрическую направленность личности, так и инстинктивно опосредованные формы страха. Однако это не означает, что мы можем окончательно"похоронить" все страхи, и в частности страх смерти.

Социальный страх как регулятор ответственного поведения личности

Психологи выявили у представителей руководящего звена огромное количество разного рода комплексов и фобий - таких, как: Страх несоответствия занимаемой должности Страх вызван тем, что человек переходит в новый для себя статус - статус руководителя организации. Распорядок жизни новоявленного начальника резко меняется, ему необходимо быстро адаптироваться к требованиям работодателя, а иногда и новому коллективу, приобрести практические навыки, соответствовать ожидаемому от него имиджу.

Козьмы Минина» на кафедре социальной психологии Исследование страха несоответствия ожиданиям окружающих выявило показатели высокого.

страхи детей в младшем школьном возрасте Ослабление эгоцентризма, характерное для этого возраста, рост самосознания и чувства ответственности ведет к уменьшению числа страхов, особенно это тенденция выражена у мальчиков. Однако страхи детей в младшем школьном возрасте не исчезают, они трансформируются. Если в дошкольном возрасте преобладали инстинктивные страхи, связанные с инстинктом самосохранения, а в подростковом - превалируют социальные страхи, то младший школьный возраст - это своеобразный перекресток, на котором перекрещиваются инстинктивные и социальные страхи.

Как известно, инстинктивные страхи - это преимущественно эмоциональные формы страха, в то время как социальные страхи - это результат интеллектуальной переработки, своего рода рационализация страхов. В интересующем нас младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени,- подчеркивает А.

Захаров выделено нами - В. Конкретными формами этого страха являются страхи сделать не то, неправильно, не так как следует. Страх несоответствия произрастает из несформированного у ребенка умения оценивать свои поступки, с точки зрения нравственных предписаний, которое лежит в основе формирующегося чувства ответственности. Младший школьный возраст - это наиболее благоприятный сенситивный период для его формирования. Поэтому, если оно активно формируется, то вероятность возникновения страха несоответствия в этом возрасте снижается.

Быстрая помощь студентам

Сатонина доктор психологических наук, профессор заведующий кафедрой обшей и прикладной психологии Самарский государственный педагогический университет Сатонина Неля Николаевна кандидат психологических наук доиент кафедры психологии управления Самарская гуманитарная академия Проанализированы научные поахоаы к проблеме регуляции ответственного повеления личности. Срели важнейших регуляторов ответственного повеления рассмотрена роль социального страха.

Изучение страхов человека занимает заметное место среди современных исследований. И это не случайно, ряд ученых полагают, что с самого начала история человечества была неразрывно связана со страхами, более того, страх, являвшийся движущей силой развития на заре цивилизации, оказывает и в настоящее время существенное влияние на весь ход человеческой истории [10]. Человеку приходится в своей жизни встречать и преодолевать различные виды страхов, среди которых наиболее значимым в настоящее время является так называемый социальный страх [13].

Зачастую обращается внимание лишь на отрицательные последствия страха, который может приносить огорчения, сковывать активность, негативно отражаться на восприятии, мышлении, памяти, самоконтроле, он может подрывать уверенность человека в себе, решительность в действиях и поступках, более того, страх рассматривается в качестве возможной причины нарушения физического и психического здоровья, а иногда страх приводит даже к смерти [3].

службы психологической помощи населению страху и контроль над страхом, а не отсутствие страха», – .. стрессе при малейшем несоответствии.

Возрастная динамика страха От 5 до 7 лет Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста, как уже отмечалось, является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения.

Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными. Формируются система ценностей ценностные ориентации , чувство дома, родства, понимание значения семьи для продолжения рода. До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки - выйти за отца. С 5 до 8 лет"женятся" или"выходят замуж" уже в основном за сверстников, воспроизводя таким образом в игровой ситуации форму отношений взрослых.

В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие.

Плохие - это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой. Отражение мы находим в типичных для возраста страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира. В большей степени подвержены боязни чертей послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил, предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

В 5-летнем возрасте характерны преходящие навязчивые повторения"неприличных" слов, в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре.

теоретический журнал

Известный американский психолог Э. Трансакционный анализ и психотерапия. Однако страхи не исчезают, они трансформируются.

Социальный страх как регулятор ответственного поведения личности Текст Страх на войне: деструктивный фактор или психологический ресурс человеком реального или мнимого несоответствия его поступко тех или .

Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте. Переживание своего несоответствия требованиям и ожиданиям окружающих у школьников - тоже разновидность чувства вины, но в более широком, чем семейный, социальном контексте. Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности.

Из этого вовсе не следует, что страх несоответствия — удел каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности.

страхи детей младшего школьного возраста

Боитесь выступать перед публикой? Отвечает психотерапевт Стефан Хофманн. Как обрести свою любовь, если вы буквально не в силах открыть рот, чтобы произнести пару слов и познакомиться с тем или той, кто вам понравились? Как устроиться на хорошую работу, если вы и на собеседование-то боитесь идти?

Мы социальные существа, следовательно нам важно выглядеть в других . Так вот он он - страх - именно несоответствия, как и в теме.

Социальные страхи Специфика социальных страхов состоит в том, что они носят массовый характер, и в том, что объекты страха, не могут нанести вред человеку. Они произрастают из более примитивных биологических страхов и у взрослых людей практически полностью их замешают. Страх начальника Этот страх может выражаться в страхе человека, который находиться выше по статусу: Начальник имеет над нами власть, какую никакую, а власть, он может нам изменить в хорошую сторону или испортить жизнь.

Степень возможности применять свою власть постепенно меняется в процессе истории, и сегодня начальник не может казнить или применять телесные наказания. Человеческое общество, как и любое другое носит иерархический характер более подробно о значении иерархии. Начальник может быть просто самодуром; лишить премии, за какой либо проступок или без; уволить; или просто-напросто наорать, может даже при людно.

Кажется это легко решаемо, ведь в современном обществе рабство запрещено, и человек волен поменять работу. Но подчинение ранговой иерархии - примитивный инстинкт подчинения более приспособленному, сильному, к окружающей среде, ловкому, богатому и т. Подчинение четкой иерархической структуре это закон выживания вида. А потеря работы может означать потерю социальных контактов, потерю социального статуса, снижение или потерю зарплаты и т.

Со страхом начальника сегодня можно расстаться даже не прибегая к услугам психотерапевтов, даже удаленно Способы решения проблемы:

Вероника Степанова. Страх. Причина страхов.